Ваша корзина пуста
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
    Регистрация
Войти через: или

Новая классика. Усилители.

Новая классика. Усилители.

(The Tube Amp Book by Aspen Pittman Deluxe Revised Edition) 

Новая Классика. Soldano


C тех пор, как Майкл Солдано выпустил  свой Super Lead Overdrive в 1987 году, его дизайнерские решения часто использовались  конструкторами усилителей. 2х канальный  100 ваттный SLO с ножным переключателем  стал одним из главных конкурентов Mesa Boogie в борьбе за титул «короля среди хай-гейновых усилителей». Многие из известных исполнителей таких как Eric Clapton, Joe Satriani, Mark Knopfler, Gary Moore использовали его в своих работах.  

Подход  Майкла Солдано к конструированию усилителей всегда отличался использованием классических подходов и применением современных методов производства. К примеру для технологичности использовались печатные платы, но толщина их была больше обычного и трассы на них были шире обычного, с очень продуманной логикой их прокладки . Все это сочеталось с использованием прочных соединений методом навесного монтажа  компонентов. Гнезда для ламп устанавливались на шасси, конструкция корпуса была достаточно крепкой, рассчитанная на удары и встряски связанные с нелегкой работой в гастрольном режиме. Самый прикол заключался в том что фирма умудрилась позиционировать фиолетовый цвет как самый «рОковый».  

Часто звук усилителей Солдано называют «модифицированным Маршалловским» звуком, при том что использовались лампы 6L6 и 5881, которые чаще ассоциируют с Фендером, чем с Маршаллом у которого применяются лампы EL34, тем более что Солдано никогда трепетно не следовал принципам построения использованных  в Маршаллах. С учетом того, что Маршалл и Фендер доминировали во всех случаях, когда необходимо использовать усилители от 50вт и мощнее,  сравнения Солдано с ними избежать было трудно. Опять же Mesa/Boogie MK I установивший новый уровень стандартов для хай-гейновых усилителей 1970х был построен  на базе модифицированного Фендера. Поэтому звуки получаемые на разных усилителях трудно точно сравнивать подобным образом. В любом случае Солдано очень быстро перестал быть новичком в мире усилительного оборудования для рок-музыки, заняв положение  законодателя мод.  

Другими важными моделями Солдано являются относительно маленький  20 ваттный Astroverb, 2х канальный 50ваттник или 100 ваттник Lucky 13 в конструктивном исполнении комбо или голова (выпущенный в 2000 году на 13 годовщину Солдано) и трехканальный  (чистый, кранч, овердрайв) Decatone 2000 100вт – голова и кабинет. Сегодня у Солдано стало гораздо больше конкурентов, чем в 1980. Но усилители Солдано по прежнему можно рассматривать как один из приоритетных выборов для хай-гейновой рок-музыки стадионного формата, за исключением тяжелого трэша и ню-металла


Mesa/Boogie

Mesa/Boogie часто рассматривают, как компанию которая открыла новую эру ламповых усилителей. Также компания одна из первых начала масштабный выпуск «бутиковых» усилителей, хотя в данный момент большие размеры компании делают невозможным  ее пребывание в данной категории. Усилители Boogie возникли как результат феномена, связанного с «апгрейдом» усилителей Фендер в начале 1970х. Тогда казалось что стандартные усилители не достаточно «заряжены», чтобы играть современную музыку. Это обстоятельство привело к тому, что техники начали повсеместно экспериментировать со схемами стараясь увеличить гейн. Увеличивалась, как правило, мощность выходного каскада и добавлялась регулировка «master volume». 

Одним из таких техников и был Randall Smith, он же по совместительству - совладелец компании Prune Music, находившейся в 1960е годы в районе залива Сан-Франциско. Список клиентов компании  можно было бы легко принять за перечень «Кто есть кто?», поскольку  в него  входили группы Dead  (D7: Grateful Dead), Airplane (D7: Jefferson Airplane), Moby Grape, Doobies, Quicksilver, Santana. 

Первый усилитель Boogie был построен для местного гитариста Barry Melton ради прикола. Smith взял 12ваттный Fender Princeton демонтировал монтаж на шасси и построил усилитель заново, используя схему увеличенной мощности 60ваттного  4х10 Tweed Bassman. Аккуратно втиснув в кабинет 12” динамик JBL D-120 он умудрился сохранить внешний вид усилителя точно таким же как и у обычного заводского  усилителя. После того как этот  первый модифицированный усилитель был продемонстрирован Карлосу Сантана,  тот воскликнул «Блин, эта маленькая штука, кажись, зажигает (boogies)». Так родилось название. Эти ранние усилители Boogie/Fender стали исторической вехой на пути перехода от классических винтажных аппаратов к эпохе современных хай гейновых усилителей. Заметим, что в это время Фендер сосредоточенно выпускал обывательские ламповые усилители со скучным звуком (ужасная эпоха CBS), а также транзисторные усилители с  мерзким звуком с названиями Scorpio и Libra. Так получилось, что нечаянная шутка хиппи из Mill Valley, связанная с модификацией стандартных Princeton, похоронила  ряд продуктов компании Фендер. Так начался славный путь компании Boogie.  

Первые усилители Boogie имели два входных канала. Вход 2 предлагал традиционный звук ‘blackface’ для исполнения ритм партий , Вход 1 активизировал работу в режиме хай-гейн для исполнения сольного материала. Этот лид канал имел гейна больше чем любой другой стандартный  заводской усилитель того времени, позволяя взятой ноте звучать , казалось бы, бесконечно. Голос раннего Boogie можно слышать на пластинке Santana Abraxas.  

Производство на раннем этапе было где-то на уровне 150-200 штук. Спрос на продукцию Рэндалла продолжал расти , однако снабжение Princeton все сильнее сокращалось.Пришлось Рэндаллу Смиту создавать компанию Mesa Engineering и начинать выпуск собственных усилителей в своей наспех переоборудованной собачьей конуре. Усилители Boogie первого выпуска, а их было выпущено порядка 3000 назывались Mark I (далее выпускалась модель Mark II) содержали дополнительно еще одну лампу для большего гейна и овердрайва. Эти новые усилители имели самую различную отделку начиная с Tolex кремового цвета и под змеиную кожу, а также из полированного дерева твердых сортов, что было новым явлением для усилителей того времени. Наконец-то усилителям было уделено должное внимание. Имена усилителей Boogie отражали эволюцию их дизайна. Mark II представил возможность использования ножного переключателя для переключения независимых лид и ритм каналов. Серия Mark IIB дебютировавшая в ранние 1980е  и выпускавшаяся в середине 1980х представила новую запатентованную конфигурацию ламп усиления мощности Simul-Class. В конечном итоге Mark II и C+  стали содержать усовершенствованную цепочку для эффектов, а также ножной переключатель обеспечивающий более тихий режим работы. Так окончательным образом сформировался образ усилителя Mark II имеющего высокую коллекционную стоимость. Схема Simul-class фактически представляет собой два одновременно работающих усилителя разного класса. Для иллюстрации представим обычный 100ваттный усилитель на четырех лампах мощности: реально это две идентичных 50ваттных  секции  на двух лампах мощности, закоммутированные параллельно. С использованием Simul-Class, два усилителя закоммутированных параллельно не являются идентичными. Одна из секций представляет стандартную схему класса А\В на лампах 6L6 обеспечивающий основную работу по усилению мощности. Вторая секция  на двух лампах (обычно на лампах EL34) соединяемая через специальный выходной трансформатор с триодным смещением настраивается для работы в классе А. Этот подход позволяет получить уникальную комбинацию двух различных звучаний усилителей с различными лампами и выходными каскадами.  

Переключатель Simul-Class/Class A позволяет отключать пару 6L6 и работать только используя EL34 на мощности 25ватт до получения перегруза. Исполнители желающие иметь более теплый и менее злой звук могут установить 6L6 вместо EL34. 

В модели MarkIII  Boogie лид/ритм звучаниям добавлен третий вид звука кранчевый  имеющий фиксированный характер звука. Модель IV уже имеет три полностью независимых канала. Количество ручек для регулировки звучания и настроек заметно превышает показатели существовавших до этого других усилителей . С тех пор количество моделей стало очень велико так, что порой трудно уследить за всеми этапами их  развития. Современная модель Mark IV выпускается с четырьмя лампами 6L6.  

К числу особенностей усилителей серии Mark относится то, что они не имеют схем регулирования смещения, в то время как многие усилители подобного класса их имеют. В усилителях Boogie эти настройки задают фабричным способом, используя резисторы с фиксированными значениями.  Считается, что применение переменного сопротивления может привести к проблемам в случае неверной настройки параметров. Также предлагается для замены  использовать заводские пары ламп, с настроенными значениями смещения. Если уже и надо менять значение смещения, то можно сделать это с помощью перепаивания резистора. В том случае если пользователь все-таки желает поэкспериментировать с разными типами ламп, установка переменного сопротивления может быть целесообразной. Это позволит технику более легко регулировать напряжение смещения, для получения нормального режима эксплуатации лампы и оптимального звука.  

Каскад предварительного усиления Boogie особенно требователен к качеству ламп, поскольку именно они отвечают за дисторшн получаемый при каскадном перегрузе  схем усиления.  

Mesa/Boogie это романтическая история воплощения американской мечты  (D7: забавно но в российской интерпретации для  описания этого сегодня имеется единственное терминологическое значение  -   «из грязи в князи»). 

Сегодня компания предлагает широкий спектр моделей ламповых усилителей. Здесь и классический звук моделей Blue Angel и Maverick и универсальные Road King и Heartbreaker, и супергейновые машины Dual и Triple Rectifier Solo, а также повторные издания моделей Mark IV и MKI.

Rivera

 

Компания Rivera, находящаяся в Калифорнии, обладает заметным положением на рынке дорогостоящих, современных ламповых усилителей, имеющих средства переключения каналов. Немногие производители усилителей могут похвастать такой биографией, которую имеет ее основатель и владелец Paul Rivera.  

На заре своей трудовой карьеры Paul занимался ремонтом, модификацией и созданием стоек эффектов и панелей с педалями, а также работал с усилителями по заказам сессионных музыкантов из Голливуда, Нью-Йорка и Нэшвилла. Это были Larry Carlton, Robben Ford, Lee Rittenour, Chet Atkins, Jerry Reed, Steve Gibson, Steve Kahn и Reggie Lucas. В конце 1970х, основав компанию Rivera R&D (в 1976 в Калифорнии), он начал работать на Bill Shultz и Roger Balmer из Ямахи c целью создания серии усилителей Mark 2, которые стали самыми продаваемыми продаваемыми усилителями за всю историю японской компании. Когда Shultz и Balmer были наняты CBS в 1980 году с целью оживления Fender, они притащили с собой Rivera. Целью было восстановление репутации компании Fender, как производителя усилителей. В конечном итоге Rivera и проделал эту впечатляющую работу, чем и ознаменовал вступление компании в современную эпоху ламповых усилителей. К работе Rivera приступил в начале 1981, и уже к дате проведения выставки NAMM в январе 1982 года смог показать новые модели Concert Princeton Reverb 2, Super Champ, Deluxe Reverb 2, Twin Reverb 2 и еще несколько моделей. Ламповые усилители построенные с использованием современных решений, с ножным переключателем, наконец позволили компании Fender вступить на новый исторический этап своего развития в эпоху хай-гейновых усилителей для рок-музыки. К следующему году подразделение проектирования усилителей, возглавляемое Rivera, выпустило целую кучу транзисторных усилителей в дополнение к модельному ряду ламповых аппаратов и к 1984 году продажи компании Fender драматически возросли с 15000 в год до 125000, что составило заметный скачок в общей доле продаж на рынке усилителей. В 1985 году продажи компании замедлились. И Rivera занялся разработкой собственных усилителей, чем занимается и поныне.  

«Оглядываясь назад - в течение 25 лет всей моей работы с различными компаниями» - говорит Rivera - «работа в Fender где я участвовал в выпуске более 75 продуктов, была, пожалуй, и приключением, и источником для получения опыта. Создание собственных продуктов и перенесение всех тягот, связанных с управлением собственной компании, особенно в части производства - это одна из важных частей моей жизни. И вся эта работа всегда связана с общением с музыкантами и с удовлетворением их запросов, связанных с оборудованием. И тридцать лет спустя мне хотелось бы видеть мое оборудование в работе на сцене. Для меня всегда было главным быть в числе первых. Моя имя всегда на виду и никакая корпоративная крыша не спасет от потери репутации». Rivera в проектировании ламповых усилителей всегда в значительной мере опирался на подход, с связанный с использованием двойного звучания. Большинство моделей имеет предварительный усилитель, в котором один канал имеет Британский звук, а другой – Американский, каждый имеет свой бустер, включаемый с помощью ножной педали. Сигнал далее распределяется на выходные каскады, имеющие различные конфигурации и схемотехнические решения в виде комбо или головы.  

Серия R остается основной линией продуктов, благодаря портативному и компактному дизайну и относительной своей доступности. Модельный ряд имеет стандартные переключаемые каналы и содержит модели с выходной мощностью в 30, 55, 100ватт c выходными каскадами на лампах EL34 . В действительности британский звук, получаемый с помощью EL34, был всегда осознанным выбором для большинства моделей Rivera, пока не появилась модель Quiana в конце 1990 годов дававшая 55 и 100 ватт на 2 или 4 6L6. Это одна из моделей для элитных рынков имеет высококлассные средства Focus для управления характеристиками динамика (другое название - управление резонансными характеристиками). Есть встроенный переключатель Warm, используемый для получения более жирного и сочного звучания нижнего частотного спектра гитарного сигнала. Есть схемы триодного переключения для получения выходного сигнала пониженной мощности.  

Следует также упомянуть модели серии Knucklehead - серьезные машины для настоящих рокеров, компактный 40ваттный комбо 1х12” по звучанию напоминающий полустек JTM45 в одном корпусе. Гитарный сабвуфер c кабинетом LosLobottomy. Первый полностью ламповый комбо Sedona для акустических гитар, разработанный в сотрудничестве с Doyle Dykes – одним из авторитетов в области игры с помощью техники “fingerpicking”.  

 

 

Bad Cat


В компании Bad Cat название  Matchless  упоминается не часто. Но именно в результате  временного прекращения деятельности этой компании в 1999 году Bad Cat получила путевку в жизнь. Безусловно обе компании шли каждая  своей дорогой. Но корни у них были общими – хорошо знакомый фанатам дизайн усилителей Matchless . Естественно это  не просто совпадение... этот факт имеет обьяснение. Проводя исследования рынка и контактируя с широкими кругами представителей музыкальной индустрии – артистами и инженерами , основатель и президент компании James Heidrich  в процессе организации компании приходит к выводу: «Все пути ведут к Mark Sampson».  Этот человек вместе с Rick Perrota (консультант по дизайну) основал  в 1989 году компанию Matchless. И теперь эти двое встали под знамена Bad Cat. В 2001 когда продукция Bad Cat заполнила прилавки магазинов Matchless пришел в себя, но  его основатели уже трудились на благо совершенно иной компании. Heidrich говорит «В поиске своего собственного звука я обнаружил что использование схемы усилителя класса А, собранной вручную по трудно реализуемой технологии точечного навесного монтажа дает самый крутой  звук при реализации любой схемы. Естественно не каждая схема класса А  является безупречной. Однако инженерная эрудиция , слух и конечно же творческое воображение позволяют  получить схему, которая впоследствии может стать классической». Ранние версии моделей Bad Cat с одноименным названием Bad Cat, а также Cub  практически не отличались от источников, вдохновивших их создателей, от усилителей DC-30 и Lightning соответственно, за исключением может быть только табличек  с другими логотипами (в одном  из ранних усилителей Cub 15R на печатной плате  можно было даже  найти  буквенные  обозначения  в стиле  Matchless)... Дизайн копировался с уже имевших место моделей, одновременно с этим появлялись и новые модели хайгейновых усилителей таких, как Hot Cat. Вне зависимости от своего происхождения Bad Cat имеет репутацию  компании с которой нужно считаться. С именем  этой компании связывается все большее число  многочисленных восторженных отзывов и новых исполнителей

 

На  вопросы Dave Hunter. The Guitar Amp Book  отвечает Mark Sampson. 

D.H. Вы являетесь большим поклонником  усилителей класса A 
M.S. Это точно, для гитарных усилителей лучшего решения и быть не может. Подобный звук имеет наиболее полное гармоническое содержание. С точки зрения выходной мощности цифры имеют меньшие величины, но от этого усилитель не становится тише. Могу предложить  сравнить мощность для двух усилителей… измерения могут показать 50-60 ватт для одного из них   и  только лишь 30 ватт – для моего. Но уровень в dB  для  30 ватт окажется громче и то что это всего 30 ватт никого не смутит... В  жизни люди слушают звук, а не смотрят на показания приборов

D.H.Да… Это обстоятельство не перестает удивлять людей. Вы приняли решение делать Matchless DC-30 до того, как AC30 cтал безумно популярен и до того момента когда он считался маленьким усилителем? 

Это удивление будет естественно, если сравнивать с полным стэком Marshall который включен на полную громкость. Однако использование усилителей в таком режиме становится все менее и менее необходимым. Современные PA системы и сверхмощные  MOSFET оконечники позволяют построить требуемое решение по звуку даже для больших сцен. В современных условиях, когда захламленные оборудованием сцены становятся все менее востребованными с точки зрения сценического действия, все больший смысл приобретает использование усилителей небольшого размера и малой мощности.

D.H. И что же? Выходит, Маршалловский стек не будет в три раза громче чем, к примеру, Matchless DC30? 

M.S. Скажем, он будет проецировать звук немного дальше. На мой взгляд это обстоятельство не является решающим, если вы собираетесь ставить микрофон для снятия звука перед динамиками кабинета или комбо. В этом случае решает не усилитель, а звукооператор… он  принимает решение, как отстраивать уровень звука

D.H. Мне всегда казалось, что вы тщательно обдумываете  выбор основных компонент. Например с выходными трансформаторами, много ли усилий уходит на то, чтобы сделать выбор? 

Это – большая работа. Мой опыт строительства гитарных усилителей опирается кроме всего прочего и на  познания в области создания аудиоаппаратуры. Хотя эти две области знания являются смежными, совсем уже родственными их не назовешь. Я бы даже назвал подходы, существующие в каждой из областей, диаметрально противоположными. Тем не менее когда приходит  понимание как решать  задачи для одной из этих областей,  проблемы подлежащие решению в  смежной области  тоже становятся постижимыми… Всё началось в далекие 80-е. Хотелось найти хорошее звучание, после этого хотелось разобраться почему получился хороший звук. Как при этом взаимодействовали между собой различный компоненты. В конечном счете получение  этого понимания  и было наиболее важным в исследованиях тех лет. Я потратил кучу времени на разборку трансформаторов. В тех случаях когда я был вынужден менять вышедшие из строя трансформаторы,  я старался особенно, чтобы понять как они устроены и почему произошла поломка. Я перелопатил целую кучу британских и американских выходных трансформаторов. 
Американские трансы  не казались мне чем–то  особенным. Британская инженерная мысль всегда была на уровне хрен догонишь, и проблемы которые возникали с их трансами как раз прежде всего и были связаны с  эзотеричностью этих изделий,  возникавшей в ходе постоянной устремленности делать их всё лучше и лучше. Такое определение можно смело использовать при сравнении любых американских и британских изделий.  Это понимание пришло в процессе поиска звука. И оказывалось, что нельзя игнорировать мельчайшие детали вплоть до того, как и чем  привинчивался тот ли иной элемент, как позиционировался этот элемент в лежачем или в стоячем положении, горизонтально или вертикально…

D.H. Cуществует множество правил по выбору соотношений значений сопротивлений, но я так понимаю вы  забили на эти правила, как это например произошло в случае модели Matchless Lightning OT... Первичное сопротивление было выбрано значительно ниже  стандартного значения 8 Ком используемого большинством производителий. 

M.S. Да, пожалуй в большинстве компаний принято выбирать значение повыше... Но это зависит от того по каким учебникам вы учились. Зв долгие годы мне удалось собрать целую библиотеку книг посвященных устройству и разработке ламп. Мне повезло, я встретил одного чувака незадолго до его смерти, который был отставным инженером фирмы JBL. Ему было за восемьдесят, но он был вполне способен давать дельные советы действующим инженерам из JBL, когда у тех наступал затык в работе. У него было шесть классов образования, остальные знания  он приобрел самостоятельно... Это конечно говорит об уровне существующей системы образования. В общем он был, в своем роде, ходячей энциклопедией... Он научил меня многому. После его смерти я отправился  на аукцион и скупил целую кучу, принадлежавших ему книг по разработке ламповых устройств. Образно говоря когда я вез это добро домой, моя машина была заполнена доверху. 
Выбор правильного значения  сопротивления для пары EL84 довольно субьективен.Для вычислений можно использовать одну формулу. А можно - другую слегка видоизмененную, и тоже корректную...значение будет другим. Анодное сопротивление пары EL84 должно иметь значение в диапазоне 10К - 6К или даже от 12к. Всё будет работать. Вопрос как они будут звучать? Будет уровень искажений подходящим  для искомого звучания. А сколько существует видов этих искажений в теме: фазовое, частотное, искажение когда зависимость изменения сигнала становится нелинейной. Всё это влияет на звук, но большинство людей даже не думают об этом многообразии. Самым главным для всех является звук. Сегодня при покупке аудиотехники люди в первую очередь заглядывают в спецификации. Для рынка аудиоаппаратуры спецификации - первое дело... На рынке гитарных усилителей - нет


Возврат к списку


D7 Каталог 


Ваша корзина пуста