Ваша корзина пуста
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
    Регистрация
Войти через: или

Десять лучших классических усилителей

Десять лучших классических усилителей


 Десять лучших классических усилителей всех времен и народов 
(The Tube Amp Book by Aspen Pittman Deluxe Revised Edition)


По материалам журнала Guitar Player

Попробуем представить, что нам надо выбрать  самую любимую песню всей жизни. Ладно, для простоты пусть это будет список из 50 любимых песен. Так вот, это занятие окажется детским лепетом по сравнению с выбором классических усилителей  для этой статьи. Дайте мне возможность выбора из 50-ти усилителей и он устроит каждого. Но если разговор идет о 10 усилителях, тут уже ничего не поделаешь: кого-то придется погладить против шерстки. Учитывая рамки статьи, придется  все же строить наш выбор на основании 10 усилителей. Заранее прошу прощения у тех , чьи любимцы не вошли в выбранный перечень, который в свою очередь я надеюсь не вызовет больших споров.



1958 Fender Tweed Champ

мощность:  3.5 ватта RMS 4 ом 
лампы:         Одна 6V6 Выходная, одна 12AX7 предусилитель 
                     одна 5Y3 выпрямитель 
Динамик:     Обычно 3.2 омный 8’ Jensen 
                     (в некоторых случаях 6’ Jensen) 
Средства  
Управления:  Один регулятор совмещающий функцию включения с ручкой громкости

В этой модели – покрытой твидовой обивкой, напоминающей дорожный чемодан,  заложена концепция являющаяся  краеугольной для всех ламповых усилителей. Эта модель разработана в 1953 году для начинающих гитаристов, обучающихся в музыкальных школах. Большинство этих твидовых красавцев первоначально было раскуплено исполнителями, играющими кантри и гавайскую тематику на стил-гитарах. 
Однако, в роке эти усилители также сыграли свою значительную роль. В первую очередь они были недорогими, что было главным обстоятельством для молодых рокеров. Сотни блестящих сольных партий были записаны с помощью этих маленьких титанов во времена раннего рокн-ролла. Какой классный дисторшн наруливался при  перегрузке, когда громкость устанавливалась на 12 делений. 
Как ни странно Champ такой же дисторшн  выдавал и на относительно более маленьких уровнях громкости, что было в значительной степени более удобно для большинства студий. В 1950-1960 (и сейчас тоже) инженеры предпочитали работать с более маленькими уровнями сигналов, поскольку это лучше при записи с использованием микрофонов. 
Технически, Champ выглядит проще простого. Одна лампа 12АХ7 используется для первой стадии усиления, а также  для управления выходной лампой 6V6, которая подает 3.5ватта RMS на нагрузку в 3.2 ома. Это простейший пример использования ламп, позаимствованный из Руководства по практическому применению ламп RCA, поставляемого производителям усилителей в качестве справочного руководства.



1959 Fender 4x10’ Tweed Bassman

Мощность: 40 ватт при 2-х омной нагрузке
Лампы:        Две выходные 6L6 , предусилитель – одна 12AY7, две        12АХ7,  5AR4 -  выпрямитель

Средства
Управления:  по четыре входа , два канала с общим темброблоком  для низких средних высоких и presence

Среди фанатов Фендера несомненно это самый уважаемый аппарат. Возможно он самый лучший среди тех, что изготавливал Фендер.
Модель Bassman была представлена на рынок в 1951 году вместе с гитарой Fender Precision Bass.
Исходно оснащенный 15’  динамиком Jensen, вмонтированным в  кабинет  похожий на корпус телевизора, Bassman Выдавал  40 ватт. В 1955 году Фендер сменил конфигурацию динамиков на 4ре 10’х дюймовых Jensen специальной конструкции закоммутированных параллельно с входным сопротивлением 2 ом. Годом позже были добавлены средства управления средними частотами, количество входов было доведено до четырех (цепь 5F5), далее после внесения незначительных изменений появилась модель 5F6-A, завершившая эволюцию твидового Bassman. В таком виде модель производилась до 1960 года и была однозначно лучшим усилителем своего времени.
Переход от одного 15’ динамика к 4м 10’м динамикам безусловно стал причиной возникновения знаменитого «голоса» Bassman.
С 15’ динамиком у Фендера были проблемы. Динамик «хлюпал» когда извлекался звук на открытой басовой струне E. Переход на 4ре 10’х динамика привел к распределению несущей частоты между ними и обеспечил более плотную отдачу басового сигнала.
Необходимо учесть, что Фендер задавался целью сделать еще и басовый усилитель и эти эволюционные изменения в конфигурации динамиков преследовали этот интерес.
В компании совершенно и не догадывались о том, что усилитель будет черезвычайно популярен среди ранних звезд блюза и среди  более поздних героев гитары по причине своего пронзительного голоса.
Еще одной удачной находкой сделанной Фендером , стало применение  регулировки Presence, правда использовавшейся в более  дорогих моделях. Эта схема снимает отрицательный сигнал с динамика, используется для управления отрицательной обратной связью и подает его на каскад  ламп усиления. В результате  изменения регулировок Presence можно добиться заметного повышения высоких частот, по сравнению с обычными средствами регулирования высоких частот.
Именно Bassman в своей последней версии послужил  Джиму Маршаллу источником вдохновения в 1963 году, когда он пытался построить доступный усилитель для бас-гитаристов в Великобритании. Как известно эта попытка привела к созданию империи усилителей Маршалл.





Gibson stereo 79RVT 1962

Мощность: 15ватт на канал (это все-таки стерео усилитель!) при 8ми омной нагрузке
Лампы:  Четыре 6BQ5 (EL84 в Великобритании) – выходной каскад,
Три  6EU7, одна  12AU7, одна 7199 – предусилитель
Динамики: Два 10’х 8 омных Jensen специальной конструкции установленные в кабинет ломаной формы.
Cредства
Управления: Пять входов (один стерео и по два на каждом канале), ревербератор, тремоло, переключатель моно/стерео, раздельные регулировки басовых и высоких частот для каждого канала.

Этот мало известный усилитель  я включил в список по 2м причинам. Стерео дизайн и великолепная схема управления реверберацией ставят его во главе длинного списка великолепных усилителей созданных Gibson в 1950 -1960 годы.
(D7: И еще  одна причина - это ностальгические воспоминания автора статьи. Как-никак приобрел свой аппарат он не у кого-нибудь, а у Joe Walsh и после этого еще лет 6 не мог найти ни у кого действующего образца этого усилителя)
79RVT может использоваться, как 30ваттный моно усилитель с двумя 10’ динамиками Jensen специальной конструкции. Или он может быть сконфигурирован как два 15 ваттных усилителя, каждый из которых управляет своим динамиком.
Исходно эта возможность предназначалась для использования со стерео аккордеонами или для работы в клубах, когда один из входов использовался для подключения гитары, а второй – для микрофона вокалиста. Сегодня можно найти и лучшее применение путем простого включения двух гитар по двум входам одновременно (хотя ревербератор для использования доступен в этом случае только для одного из каналов). Микс, получаемый в этом случае имеет естественный характер.
Усилитель имеет очень хороший звук овердрайва  в режиме перегруза. Каждый канал выходного каскада использует две лампы 6BQ5 и построен по классической схеме для усилителей класса A/В.
Эти лампы обеспечивают гладкую, естественную компрессию и являются теми же, что используются в Vox AC30 и в комбо Маршалл  раннего выпуска. В Европе лампы носят название EL84, и что интересно, Гибсон начал применять их задолго до фирм Vox и Маршалл.
Использование ревербератора было довольно необычным для усилителей этого времени. Кроме этого схема  функционировала, как отдельный каскад усилителя, что обеспечивало возможности
получения различных значений  силы реверберации путем балансирования уровня громкости канала и уровня реверберации.  При полном отключении громкости канала реверберация могла иметь значительную величину.
79RVT выпускался с твидовым  покрытием, как у Фендера, отличие состояло в использовании ткани с темно-коричневым плетением для покрытия динамиков.  Поздние версии выпускались  с покрытием из Толекса, а решетка для динамиков  была покрыта красно-коричневой тканью.
Ножной переключатель, который входил в комплект усилителя, был сделан из куска красного дерева и подозрительным образом напоминал отходы полученные при изготовление вырезов в корпусе гитары Gibson Firebird SG.





“Blackface” Fender Twin Reverb 1964

Мощность: 80 ватт при 4 ом
Лампы:  4 лампы 6L6 – выходной каскад, четыре 12AX7, две 12AT7 – предусилитель
Специальные
Возможности:  Хромированная подставка для наклонного позиционирования усилителя с целью проецирования звука вверх,
Два канала с регулировкой басовых, средних, высоких и переключателем яркости звучания, и один канал с ревербератором и вибрато.
Часто этот усилитель называют рабочей лошадью музыкальной индустрии. Twin Reverb пользовался благосклонностью исполнителей джаза, кантри, рока с момента своего появления на рынке.
В пору своего расцвета это был самый совершенный усилитель для работы в клубах – компактный и мощный одновременно. Кабинет с открытой задней стенкой обеспечивал палитру со значительным  рассеиванием звука достаточным для озвучивания небольших клубов.
Большое  количество Twin Reverb было произведено в до-CBSное  (pre-CBS) время, а можно даже наверное говорить, что все наиболее качественные были произведены именно тогда.
Дело в том, что когда Columbia Records (подразделение Сolumbia Broadcasting System) приобрела компанию Fender Musical Instruments в 1965, Лео Фендер был отстранен от управления фирмой и ряд инженеров компании с неудовлетворенными амбициями ринулись завоевывать свое место под солнцем. В результате появился ряд скоропалительных усовершенствований в схеме усилителя. Эти изменения, предполагалось «сделают работу усилителей более стабильной, увеличат срок службы ламп и одновременно позволят избавиться от этого дурацкого дисторшна».
Изменения привели к добавлению резисторов и конденаторов в нескольких точках схемы. В результате звук усилителей эпохи CBS cтал зажатым, а точнее сказать звучать они стали так, как-будто у них был запор.  Звук усилителей стал безжизненным…
Когда объемы продаж усилителей достигли катастрофического уровня, руководители продаж потребовали возвратиться к дизайну до-CBSного времени. Руководство компании Фендер поспешно согласилось.
Хотя эти увечные модификации были в производстве только 8 месяцев,  розничной сети пришлось порядочно повозиться, чтобы полностью распродать их. Это нанесло значительный урон репутации компании. Одновременно усилители до-CBSного времени стали страшно востребованными практически для :  всех музыкантов. Поскольку Fender заменил традиционную черную панель управления  на серебристую – пластиковую на усилителях выпущенных после 1967 года, усилители до-CBSНого времени легко отличить от усилителей CBSного времени.
Усилители построенные после того как CBS приобрело  Fender  и те, которые построены позднее с регулировкой Master Volume и с кнопочным переключателем дисторшн являются очень хорошими усилителями и замечательным подспорьем для тех , кто не может себе позволить заплатить  цену сильно возросшую с учетом инфляции за классический вариант Blackface Twin






Fender “Blackface” Deluxe Reverb 1965

Мощность: 22ватта при 8 омах
Лампы: Две 6V6 выходной каскад, четыре 12AX7 и две 12AT7 предварительный усилитель, 5U4GB выпрямитель
Динамики: Один динамик 12’ Jensen 8ом специальной конструкции
Специальные возможности: Входы с двойной чувствительностью на двух каналах, имеющих регулировки низких и верхних частот. Второй канал имеет ревербератор и вибрато, которые можно активизировать с помощью ножного переключателя.

Этот усилитель я бы выбрал в том случае, если бы меня выбросило на необитаемый остров и с собой можно было бы захватить только один усилитель. Он имеет маленькие размеры, прост в управлении  и работает как зверь при исполнении любой музыки. При перегрузе имеет замечательный дисторшн  типа овердрайв.
Чистое звучание  12’  динамика Jensen показывает почему этот динамик считают одним из лучших динамиков, когда-либо сделанных для гитарных усилителей. Фендер применял их из-за их исключительной дешевизны и надежности.
Возможно главным объяснением природы отличного  звука усилителя следует считать применение  ламп 6V6 в выходном каскаде. По существу 6V6 это уменьшенная копия ламп 6L6 с аналогичным входным сопротивлением и звуком, с мощностью составляющей 60 процентов от 6L6. Это обозначает, что усилитель может быть  использован в небольщом клубе для получения чистого звука для игры например в стиле кантри, либо для получения достаточного уровня умеренного овердрайва при работе в рок-ансамбле.
Классно использовать Super Reverb для работы с  ритм-гитарой и переключаться для исполнения соло на Deluxe Reverb. Эти два усилителя идеальным образом дополняют друг друга. Оба могут быть приобретены с серебряной накладкой панели управления и уже точно по стоимости за меньшую сумму, чем любой из новомодных усилителей имеющих несколько переключаемых каналов.




Vox AC30  Top Boost 1965

Мощность: 30 ватт при 16ом
Лампы: 4 EL84, семь 12AX7, одна 12AU7 предусилитель, одна GZ34 выпрямитель
Динамики: Два 12’ 8 омных  Vox Bulldog (Изготовленных Celestion)
Специальные средства: Три канала, общая секция управления тембрами по высокой, средней и низким частотам, управление отсечкой, вибрато

Эта английская легенда, пожалуй, попадет в любой составляемый список «10 лучших усилителей». Прежде всего усилители Vox использовались Битлс, а модель  AC30 наиболее часто использовалась ими на гастролях и в студийной работе. Модель AC30TV (используем эту аббревиатуру для обозначения Top Bost) имела две дополнительные лампы и расширенную схему управления тембрами, обеспечившей большее количество гейна и большую гибкость управления усилителем.  Обе модификации AC30  были популярны у многих английских исполнителей в 1960 -1970 годы и использовались ими при записи многих классических работ. AC30 обычно поставлялись в конфигурации комбо с открытой задней стенкой с двумя динамиками 12’ Bulldog Vox, хотя существовала версия с закрытой задней стенкой в комбинации с хромированной подставкой для установки кабинета в  наклонное положение с целью создания лучшей проекции для звука.
Динамики Bulldog играли важную роль в формировании характерного звука AC30. Они выпускались Celestion и были практически идентичны Celestion G12  выпускаемых для ранних Маршаллов.  Хотя они предназначались для мощности 15ватт, я знаю людей, которые ставили также и в свои Twin (D7: Fender) и использовали их годами для того, чтобы иметь больший кранч, а это ни много не мало по 40 ватт на каждый динамик.
Звук АС30 является очень характерным и сильно отличается  от звука усилителей Фендер того времени. Послушаем звук гитары в композиции Taxman (диск Revolver, Capitol, SW-2576) – это АC30 Top Boost. Свой вклад в необычайно ровный звук, получаемый, как в режиме чистого, так  и перегруженного звука, вносит необычная схема класса А, разработанная Dick Denney. В то время как схема  класса А выдает меньшую мощность с  того же числа выходных ламп (в данном случае EL84), как и у усилителей того же класса,  чистый звук является очень ровным , а звук перегруза богат обертонами. По моим данным, Vox AC30 был единственным коммерческим усилителем своего времени, использовавшим чистую схему класса А, отличную от несимметричных решений применявшихся в усилителях типа Fender Champ и Vox AC4, которые по своей сути являются усилителями класса А.
Когда феномен Битлс начал широко распространяться по миру, основатель Vox – Tom Jennings заключил злополучную сделку с компанией Thomas Organ по представлению ей права торговли в США и Канаде. Однако, вместо того, чтобы покупать ламповые усилители британского производителя, Томас Орган открыл сборочную линию на фабрике по производству органов в Сепульведе, Калифорния и начал клепать транзисторные Vox под названием  Super Beatle и  Royal Guardsman. Томас продал тысячи этих отвратительно звучащих и ненадежных усилителей, к тому моменту когда общественность осознала с чем она имеет дело. 
Поскольку самый большой рынок  продажи ее самого популярного продукта 1960х оказался утерян, компания Jennings Musical Instrument в конечном итоге разорилась. Том Дженнингс так и не получил возможности оценить полностью весь коммерческий потенциал своих инноваций.
Самым простым способом отличить оригинальный Vox от  своего транзисторного клона, это просто включить его. Оригинальный усилитель должен иметь звук, как на пластинках Битлс,  изготовленный на фабрике Тhomas Organ будет  иметь звук, как на плохой записи аккордеониста Lawrence Welk. 
К счастью   по табличке с названием американский транзисторный Vox можно определить достаточно быстро, на ней  логотип Vox заключен в кольцо. Визуально идентифицировать оригинальный Vox несколько сложнее. Однако, оригинальные усилители имеют логотип JMI на панели управления и/или  идентификационную табличку. Если аббревиатура JMI отсутствует на усилителе, возможно  это одна из повторно выпущенных копий AC30, выпущенных в течении последнего десятилетия одной из компаний желавших погреть руки на популярности усилителя.
Интересно отметить, что транзисторные усилители Thomas Organ используют динамики  Bulldog. Если вам попадется недорого старый усилитель Super Beatle, надо брать его немедленно, поскольку четыре его 12’ динамика в состоянии улучшить звучание любого усилителя.
Динамики Bulldog в целом очень надежны, поскольку они имеют магниты Alnico и остаются работоспособными в течение многих лет. Однако время от времени и они не выдерживают и взрываются. Если возможности восстановить их в оригинальное состояние нет, следует использовать динамики Celestion Alnico Blue. Возможно это и дорого но по звучанию это наиболее близкий к оригиналу вариант.



Marshall JTM45 1965  и Park 50

Выходная мощность: 45ватт  RMS для 8 или 16 ом
Лампы: пара 6L6 или KT66 выходной каскад (модели более выпуска использовали EL34), предусилитель – три 12АХ7, GZ34 выпрямитель
Динамики: 4-ре Celestion 16 ом G12-20 в кабинете 4 х 12’ 16ом.
Комбо имеет два 12’ Celestion 25’
Специальные средства: Два канала (bright и normal), регулировки бас, средние, высокие,  presence

 Ограничится единственным Маршаллом в качестве любимого усилителя всех времен я  так и не смог. Вместо этого я бы взял хотя бы пару моделей из «золотых времен» 1963-1972 . Ранние усилители Джима Маршалла имели выходную мощность 45 ватт и были напрямую содраны с  Fender 4 x 10’ Tweed Bassman В них использовались и американские трансформаторы, выходные лампы 6L6, три лампы предварительного усилителя 12AX7, ламповый выпрямитель. Понятное дело, их звук очень походил на Bassman. Однако, Маршалловские кабинеты были гораздо лучше приспособлены для баса, поскольку он использовал 4ре 12’ динамика в кабинете с закрытой задней стенкой. Ранние усилители JTM45 были построены на шасси из выгнутого вручную алюминия и не имели серийных номеров, первая сотня усилителей (или около того) могли идентифицироваться с помощью маленькой эмалированной таблички с надписью печатными буквами  “Marshall”. Эта маркировка трансформировалась в пластиковую табличку золотого цвета с печатными буквами из плексигласа, и в конечном итоге знакомый пластиковый логотип  белого цвета, хотя ранние версии встречаются, покрытые серебром или золотом.
По мере роста популярности Маршалы постепенно стали приобретать идентичность и выделяться своим звуком. По требованию гитаристов JTM45 начал звучать ярче , поскольку стали применяться наиболее распространенные в Европе усилительные лампы EL34. Большинство из этих усилителей имели один канал, разработанный для баса, а второй –  более яркий по звуку - для гитары. JTM45 раннего выпуска имели замечательное блюзовое звучание, все же напоминавшее твидовые усилители Fender. По мере того как Фендер начал строить более сложные усилители, Маршал продолжил эксплуатировать несовершенный дизайн твидовых Фендеров, появившихся  на арене в 1950х, использующих тем не менее проверенную временем формулу звука, который продолжал оставаться искомым для  многих музыкантов 1960 – 1970х. Этот звук, боготворимый такими музыкантами как Eric Clapton и Jimmy Page, вознес  усилители Маршалл на доминирующие позиции на рынке рок-усилителей, особенно в Европе.
Этот успех имел и оборотную сторону. В 1965 Джим Маршалл предпринял отчаянную попытку построить фабрику достаточного размера, чтобы удовлетворить растущий рыночный спрос. Для этого он подписал соглашение с компанией Rose-Morris, которая согласилась выделить ему необходимые деньги в обмен на экслюзивные права на распространение продукции Маршалл в течение 15 лет. Это обозначало захлопнуть двери перед носом многих музыкальных магазинов, которые помогли компании встать на ноги. Для решения этой проблемы Джим решил выпустить серию усилителей под другим именем – Парк. К концу 1965 году Джим и Джонни Джонс, приятель и ударник в его группе, открыли компанию по производству «этих других Маршалов». Усилители Парк изготавливались на фабрике Маршалла из тех же самых компонентов. Небольшая разница была в дизайне и во внешнем виде. Например, Усилители Парк имели те же 4ре входа и две регулировки громкости каналов, как и Маршалы, но расположение их было другим: входы были разделены ручками регулировки громкости. Джим использовал Парк для экспериментов с теми конструктивами, которые были отбракованы людьми из Rose-Morris. Эти опыты привели к появлению некоторых интересных моделей, специально построенных для клавиш и для яркого звука соло гитар.
Один из моих любимых усилителей – ярко красный Park 50вт 66 года, звук его представляет идеальную смесь звука Маршалла и твидового Фендера. Он реально орет! Парк тихо закрылся  в конце 1970х за пару лет до того как истек срок действия контракта подписанного с Rose-Morris. Если вам попадется усилитель Park. Берите не думая.



Marshall Super Lead 100

Мощность: 100 ватт RMS  4, 8, 15 ом
Лампы: четыре EL34 – выходной каскад, три 12AX7 предусилитель
Динамики: Celestion G12H-30 (16 ом) обычно в кабинете 4 x 12’  16 ом
Специальные возможности: Те же, что и для JTM45 и Раrk 50

Еще одна значительная страница из истории усилителей Маршалл была открыта в 1966 , когда этой фирмой был выпущен  первый 100 ваттный усилитель. Первые модели имели надпись «Super 100» на задней панели из белого пластика. В качестве передних  панелей на них использовались остатки комплектации со сборочной линии JTM45. Эти ранние модели использовали либо два 50ти ваттных трансформатора, либо один большой – установленный с боку, подающий  напряжение 600 вольт на  выходные лампы EL34 (достаточно высокое напряжение по сравнению с современной конструкцией Маршалов, где для питания ламп используется – 450 вольт). Этот подход позволил создать очень громкие усилители, которые давли  повышенную нагрузку на динамики. У этих усилителей панели управления были изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне. Такие 100ваттные модели ранних годов выпуска известны, как «Плекси» и очень высоко котируются у музыкантов за их мягкий и в тоже время мощный звук. Их звучание не является блюзовым, как у ранних  JTM45х или  ярким, как у Маршалов более позднего выпуска. 
Маршалл першел на выпуск усилителей с панелью из металла, где-то к концу 1969 года. На этом завершилась эра «Плекси».
Маршаллы построенные в период 1969 – 1976 имели более яркий оттенок звучания и имели больший гейн. Компания также совершила постепенный переход от динамиков  Celestion  15 ватт (похожих на серию Vox Bulldog) к модели Celestion G12H-30  30 ватт. Все наименования моделей Celestion использованные в процессе постепенного перехода (поэтапно это были модели для 15 ватт, 20 ватт, 25ватт, 30 ватт) имели литеру “G” в названии для обозначения слова Гитара и 12’ для обозначения 12ти дюймового динамика, например G12-20. Джимми Хендрикс любил использовать басовые кабинеты, поскольку в них использовались динамики серии Celestion 30H . Литера H в этом случае обозначала heavy.  Они очень популярны среди исполнителей , работающих в жанре хэви метал, за их сырой кранчевый звук. На мой взгляд это вершина  в цепи усовершенствований модельного ряда. 
Это было также и время цветных Маршаллов. Дилеры могли специальным образом заказывать усилители  различной окраски для винила: лиловой, оранжевой, красной, белой, синей и зеленой…
Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, что породило определенную шумиху вокруг этого. Заказные цвета существовали до 1976 года, включительно. В этом же году производитель представил модель имеющую Master Volume. В процессе внедрения этого новшества  какие-то нюансы звучания были утеряны. И хотя выпуск усилителей без Master Volume продолжался, модели выпущенные до 1976 года имеют более напористый звук и определенно имеют большую коллекционную стоимость.
Если в вашем распоряжении находится Маршалл ранних лет выпуска, или может быть более современные модели можно улучшить производительность уделив внимание простым правилам. Первое, на звук влияет качество ламп. Необходимо использовать хорошие лампы в предусилителе с низким уровнем шума. Не следует использовать не парные выходные лампы. Американский импортер Маршаллов  в 1970х начинал использовать лампы 6550 изготовленные в США, в то время как по всему миру использовались лампы EL34. Безусловно гитаристы предпочитающие мягкий звук Маршалловского овердрайва отдают большее предпочтение лампе EL34. 6550 производит более жесткий и чистый звук, который больше подходит ритм-гитаристам или басистам. Замена 6550 на EL34 не будет проблемой, если обратиться к квалифицированному технику.
Второе, конденсаторы на основе которых изготовлены фильтры (жестяные банк голубого, хорошо заметные и находящиеся на шасси возле ламп  выходного каскада)  хорошо известны своей особенностью  высыхать, что приводит  к появлению забавных призвуков в низкой части спектра  сигнала, находящихся вне строя гитары при исполнении соло на сильно  перегруженном звучании. Фильтры должны быть заменены квалифицированным техником. Эта операция должна производится в среднем каждые 5-6 лет. И чтобы вам не советовали не понижайте напряжение питания подаваемого на ваш усилитель с помощью  трансформатора с регулируемым выходным напряжением. Хотя с его помощью вы можете добиться некоторых интересных  перегруженных звучаний, необходимо помнить, что его применение подвергает риску такие компоненты как лампы, трансформаторы и другие детали  имеющих  регламентированное производителем время наработки на отказ. Для правильной работы усилитель должен получать корректный уровень напряжения во всех случаях. 
И последнее, необходимо удостовериться, что на вашем усилителе установлен правильный уровень входного сопротивления, а также в том, что кабинеты правильно скоммутированы. Ваш усилитель отблагодарит вас за проявленную заботу тем, что прослужит дольше и звучать будет лучше. Проверьте переключатель входного сопротивления,  с тем чтобы он был установлен в правильное положение. Ошибка может привесит к взрыву выходного трансформатора и к заметным затратам на дальнейшее его восстановление.




Hiwatt Custom 100 1973

Мощность: 100 ватт RMS при 4,8, 16 ом
Динамики:  4ре  12’ Fanes в литой раме 8 ом
Специальные возможности: Четыре входа, два уровня громкости, бас, средние, высокие и Master Volume/

Кроме Маршалов есть и другие Британские усилители, большинство из которых «просто хотели стать Маршаллами». Исключением из этого числа стал Hiwatt. Концепция мощного британского стэка в этом усилителе была выведена на новый уровень. Звук  Хайваттов был громче, чем у Маршаллов и чище. Если вам хотя бы раз приходилось играть на нем и установки были выбраны правильно, вы уже не забудете о своем опыте. Звук – плотный и слитный в низком и среднем диапазоне регулировок громкости , если громкость вывернуть на полную громкость вы почувствуете что усилитель качает воздух. 
Для меня невозможно говорить о Hiwatt  в отрыве от картины Pete Townsend рубящего power  аккорды в своей манере прославившей его, и похожей на вращение лопастей ветряной мельницы. Пит первым из исполнителей познал истинную цену  усилителям Hiwatt. При этом многие исполнители выступали, используя горы оборудования Hiwatt, которое получило признание, как высококачественная альтернатива усилителям Маршалл. Это признание пришло благодаря  обязательству быть верным высокому качеству,  взятому основателем  и руководителем Hiwatt инженером Dave Reeves.
Дэйв основал компанию в конце 1960х в небольшом городке, находящемуся к югу от Лондона. Линия моделей поначалу включала головы  50 и 100ватт в сочетании с традиционными  кабинетами 4 х12’ . Ранние кабинеты Hiwatt имели прямую фронтальную поверхность,  без роликов – вместо них использовались простые полозья для передвижения кабинета по полу. Шасси  были очень прочными а регуляторы громкости и тембров – вообще одними из лучших из существующих. Трансформаторы изготавливались на заказ у Partridge и имели переключатели для четырех уровней линейного напряжения, что делало их пригодными для поездки в любую страну. Они могли управлять динамиками с нагрузкой 4, 8 и 15 ом, а также  обеспечить работу системы от 100в линейного напряжения.
Когда мне впервые пришлось заглянуть внутрь  оригинального Сustom 100, изготовленного Dave Reeves, от увиденного качества сборки у меня просто захватило дух. Все компоненты были смонтированы на аккуратных подложках из толстого плексигласа ( Дэйв не использовал печатные платы) и соединены с помощью перемычек аккуратно проложенных вручную, согнутых в надлежащих местах под прямыми углами.
Возникло чувство, что эти усилители сделаны раз и  навсегда, это ощущение в общем-то и было истиной, поскольку мне ни разу не приходилось встречать в ремонте ни один из этих ранних усилителей. Винтажные Hiwatt имели заслуженную репутацию за свою надежность, и им ее надо было иметь в определенных случаях… Расспросите получше об этом у техников Пита Таунсенда, с которыми он ездил на гастроли. Уже он то гонял их и в хвост и в гриву.
Компания Hiwatt добавила за годы своего существования  несколько наименований  к линии выпускаемых моделей, таких как 200ваттная голова, 50 ваттный комбо, называемый Bulldog. Основу линии продуктов всегда составляли 50 и 100 ваттные головы. В названия большинства выпускаемых моделей в ранние времена имелось сочетание DR, обозначающее инициалы дизайнера и хозяина компании.
Hiwatt  имели свой ярко выраженный звук, который необычайно хорош когда надо получить молотящий, колокольный ритм трек. Мне посчастливилось найти винтажный Custom 100 во время недавнего путешествия в Англию и я рекомендую серьезным коллекционерам заняться поиском этого усилителя. Цена на него исключительно низка даже в США его можно найти за USD500.00 в отличном рабочем состоянии. Можно предположить, что растущий интерес к винтажным Hiwatt несомненно изменит эту цену  в большую сторону довольно скоро.
Трагично, но Dave Reeves умер в 1981 году и бразды правления компанией перешли к ее трем сотрудникам. Популярность Hiwatt постепенно упала и в конечном итоге компания перекочевала в руки нового хозяина Eric Dixon. Он открыл новую страницу в истории Hiwatt.  Усилители  Диксона получили новый дизайн содержащий новые возможности: ревербератор,  переключатель каналов,  овердрайв и хай-гейновый перегруз.
Эти усилители шли в ногу с текущими рыночными тенденциями, тем не менее облик классических Hiwatt был сохранен.
Идеи заложенные в конструкции были верны, но выбранный подход к реализации самого дизайна порождал проблемы.
Например, лампы EL34 выходного каскада устанавливались непосредственно на печатных платах, вместо традиционного способа связанного с использованием их монтажа на шасси. Это обеспечивало большую скорость и экономичность при сборке, но напрямую влияло на качество: лампы плохо переносят вибрацию, а печатные платы в результате значительного нагрева от выделяемого лампами тепла имели тенденцию деформироватся.
С того времени Hiwatt вновь переходил в руки других хозяев и одно время находился в распоряжении  двух различных компаний одновременно – им владели Rick Harris из Music Ground ( контроль рынков Великобритании)  и Fernandez  (контроль рынков остальных стран). Все указывает на то, что сегодня английское подразделение Hiwatt возвращается к традициям соблюдения  высоких стандартов заложенных Dave Reeves 30 лет назад. Хотя надо быть начеку название Hiwatt попадается и на маленьких транзисторных комбиках собираемых в Китае. Однако, если купить современный усилитель правильной сборки, его качество может быть достаточно высоким.




Ampeg SVT 1978

Мощность: 320 ватт RMS для 2 ом
Динамики: 8  10’ динамиков Special Ampeg Bass в каждом кабинете
Cпециальные средства: Два канала включая bright с бустером для среднего диапазона частот, с выбором трех тембров, бустер для низких частот и переключатели яркости звучания; усилительная секция содержит средства регулирования тока смещения и баланса фазоинвертора.

Ну, что же, конечно SVT это не гитарный усилитель. Однако, с уверенностью можно сказать, что это возможно самый большой , тяжелый и мощный ламповый усилитель из числа когда-либо собранных. Также можно сказать, что на сценах он появляется ни чем не реже чем микрофоны Shure. Долгие годы бас гитаристы лелеяли эти усилители, отдавая предпочтение SVT, а не более практичным легким по весу транзисторным усилителям. Сомневаюсь, что какой-либо басовый усилитель за всю историю существования мог бы сравнится по популярности с этим замечательным аппаратом. Если вы, когда-либо слышали Rolling Stones на записях или на выступлении, значит вы слышали как их бас-гитарист  Bill Wyman играет через SVT. Яркий и плотный звук SVT получается, когда 300ватт мощности поступает  на 8 10’ ти дюймовых динамиков специальной конструкции, находящихся в закрытом кабинете. Игру и  звук, получаемый на правильно отстроенном SVT, не скоро забудешь. Теплый и громкий звук надолго отобьет охоту играть на транзисторных басовых усилителях. Единственной  проблемой является значительный вес усилителя и стоимость замены ламп. Их в SVT – 14, включая 6 очень дорогих 6550, которые надо менять каждую пару лет. Предусилитель уникально гибкий, что является  обычным явлением для продукции  Ampeg.  У него два канала работающих с разными темброблоками, Лид-канал имеет глубокие регулировки тембра с бустером для средних частот, имеющим переключатель  для трех разных уровней регулировки средних частот. Помимо этого есть средства управления басовыми частотами: отсечка басовых частот и бустер для ультранизких частот. На каждом канале есть  управление высокими частотами и переключатель яркости звучания.
Голова усилителя имеет сложную схему, обеспечивающую регулировку величины смещения, позволяя управлять очень важным параметром, влияющим на формирование правильного звука и надежность работы усилителя. Эта система состоит из двух схем регулировки напряжения смещения и общей регулировкой баланса. Выбираемые значения отбражаются на цифровом вольтметре подключенном к двум контрольным точкам. Все эти регулировки и контрольные точки расположены за съемной панелью на передней части усилителя. Хотя есть подробные инструкции по регулированию этих параметров SVT, без опытного техника я бы не рекомендовал браться за эту работу.
Еще одним удачным элементом дизайна SVT можно назвать  5ваттный 10омный  резистор подключенный между катодом лампы и землей, компания изготовитель называет это решение цепью защиты «методом разрыва». Если отдельная лампа  выйдет из строя, резистор перегорит и отключит перегоревшую лампу от  схемы, что не повлияет на работу остальных ламп и не разомкнет предохранитель. Усилитель просто утратит шестую часть мощности , но играть на нем будет можно. Это реально хорошая работа, которую проделал команда инженеров Ampeg.
Безусловно наиболее заметным в конструкции SVT является уникальный дизайн кабинета, радикальный в своем подходе по сравнению с конструкциями остальных басовых кабинетов своего времени. Динамики имеют 2’ голосовую катушку и относительно плоские конусы. При размещении таких динамиков в закрытый кабинет, отклик по басовым частотам имеет место в точке находящейся ниже значения несущих басовых частот. В результате получается  одинаковое звучание всех струн , ни одна из них не звучат громче. Большинство из кабинетов оснащенных 15’ и 18’ динамиками звучали более басовито, но имели более слабую отдачу звука нижней струны Е или даже G, в сравнении с относительно ровным звуком, который получался с помощью кабинета SVT. Это происходило по той причине, что нижний резонанс (предел эффективности кабинета «как низко он может звучать») других кабинетов  не достигал нижней несущей частоты которая выдавалось бас гитарой. Верхние струны работали в области несущей частоты, а нижние – нет, это и приводило к ощущению потери громкости. Кабинет SVT имел более высокую резонансную частоту, по сравнению с несущими частотами всех четырех струн, что и обеспеспечивало более сбалансированное звучание. Утрата несущих нижних частот не так важна с практической точки зрения ,  поскольку они вызывали вибрации в процессе работы на сцене и в общем интерферировали с другими инструментами и микрофонами и при этом находились за пределами слышимого спектра частот.  В сравнении с другими усилителями звук SVT является более плотным и сбалансированным и вследствие этого более хорошо вписывается в звуковую панораму группы. Звук имеет хорошую читаемость, которая позволяет отчетливо слышать все ноты которые берет басист.
Интересно отметить, что дизайн кабинетов, использующих 10’ динамики в закрытых басовых кабинетах,  был восстановлен фирмами Trace Elliot и SWR. В случае SWR использовались пищалки для расширения верхнего частотного спектра, добавляемого к плотному нижнему диапазону звучания. SVT создала дизайн, традиции которого имеют успех и сегодня.
SVT был первоначально разработан в начале 70х для Ampeg компанией-аутсайдером Uni Music. Первые SVT использовали для выходного каскада странные лампы 6146, которые применялись недолго и были вскоре замещены на 6550. Ampeg несколько раз меняла владельцев. Изначально Ampeg принадлежала Selmer, которая в свою очередь была приобретена Magnavox. Maganavox перебазировал  компанию из Linden, New Jersey в Tennesee на фабрику телевизоров Magnavox. Magnavox продолжал производить SVT в неизменном виде до начала 1980х пока  не продал производство компании MTI. MTI заключила контракты на производство усилителей в Японии. Список моделей включал наиболее популярные оригинальные модели Ampeg, включая B-15 Portaflex и SVT. SVT построенные в Японии были точной копией оригинальных усилителей. Хотя компоненты использованные для сборки по качеству слегка уступали использованным для сборки американских усилителей. Это обстоятельство немного ухудшило их репутацию. На рынке  тем не менее, японские усилители занимают ту же  нишу, что и американские усилители, тем более , что их компоненты и запчасти взаимозаменяемы.
Последнюю главу в истории Ampeg написала компания St.Louis  Music Company, возглавляемая Gene Kornblum . Компания приобрела торговую марку Ampeg и построила ограниченную серию из 500 SVT использую оригинальный дизайн и традиционных поставщиков компонент из золотых времен Ampeg, когда он еще находился в Linden. Каждый экземпляр снабжен именной табличкой закрепленной на обратной стороне усилителя указывающей порядковый серийный номер в серии из 500 штук. Эти усилители давно разошлись по рукам коллекционеров и в свободной продаже их нет. St.Louis Music выпустила на рынок модель SVT II, имеющую дополнительные возможности, такие как например графический эквалайзер. Также компания повторно выпустила другие популярные модели басовых усилителей, и новые модели.Покупателям были заново предложены и гитарные усилители Ampeg. Несомненно, новые SVT будут иметь успех, но сердце настоящего коллекционера, которым я являюсь, всегда будет на стороне  старинных оригинальных аппаратов.


Возврат к списку


D7 Каталог 


Ваша корзина пуста